Салаты Закуски Первые блюда Вторые блюда Выпечка Десерты Заготовки
Популярные рецепты

  Главная Авторизация Правила сайта Фотогалерея Обратная связь
Новости Статьи Видео Форум Советы Памятка

Великий пост






После Масленицы у верующих начинается долгий пост. Он длится семь недель.


Церковный устав различает четыре степени поста:

• «сухоядие» — хлеб, свежие, сушеные и квашеные фрукты и овощи;
• «варение без елея»—вареные овощи без растительного масла;
• «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
• «разрешение на рыбу» - рыбу можно есть только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье.

В субботу и воскресенье разрешается вино и растительное масло. С понедельника до пятницы положено «сухоядие» и «варение без елея».

Первая неделя — сборная. Понедельник сборной недели называется чистым. Убирались после масленичного разгула, мылись бане. Полоскали рот, то есть опохмелялись, чтобы в зубах «скором»: (непостная еда) не остался - «а то во сне черти привидятся»

В субботу справляют «тужилки» по Масленице — пекут постные блины.

Вторая неделя поста обычно начиналась поездкой молодых жен к своим матерям.

Третья неделя - крестопоклонная. В пятницу или субботу молодой зять приглашал в гости тестя и справлял обжорную пятницу.

Четвертая неделя — средокрестная. Среда — перелом поста. Считалось, что перелом происходит в полночь и его слышно. Для детей даже имитируют этот стук, украдкой стучат по дереву.

Пятая неделя — похвальная. Во вторник молодожены устраивают семейное угощение для родственников жены. Приходить в гости нужно с подарками, причем одариваются все новые родственники. Дочери преподносят новые наряды ее родители.

Шестая неделя - - вербная. В понедельник теща приносит в дом молодого зятя подарки и желает добра молодой паре. В субботу, которая называется лазаревой, ломают вербу

Встреча весны

В начале марта (в разных областях по-разному, от дня Евдокии до Благовещенья) крестьяне отмечали встречу весны. Чаще всего ее приурочивали ко дню сорока мучеников (Сороки, 9/22 марта) — дню весеннего солнцестояния.
Накануне этого дня пекли из теста фигурки «жаворонков» или «куликов», утром раздавали их детям, а те залезали на самые высокие места и выкрикивали веснянки - стишки и песенки с просьбой к весне принести «хлеба вольного, лета теплого». После пения веснянок «куликов» и «жаворонков» либо съедали, либо отдавали скоту, либо зарывали в землю, веря, что они принесут благополучие.

«Жаворонки» пекут из пресного простого теста, без сдобы. Пекут и припевают:

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое коровье;
Второе овечье;
Третье человечье!
***

Ой, весна красна, теплое летечко,
Ой люди, люли, теплое летечко,
Что ж ты вынесла, что ж ты вынесла?
Ой люли, люли, что ж ты вынесла?» —
«В поле сенушка, в закрома хлебушка,
Ой люли, люли, в закрома хлебушка,
Ой, еще яиц, колбасы конец!
Ой люли, люли, колбасы конец!

Средокрестие

Средокрестие — обряд, который приходится со среды на четверг четвертой недели Великого поста, то есть на тот момент, когда пост как бы переламывался пополам. В народе этот праздник поэтому называли «преполовением».
На средокрестие пекли печенье в виде крестов, в которое запекали разные предметы — по ним гадали о ближайшем будущем.
Кресты-богомолы
Побежали на дороге.
Овес толкни!
Блины пекчи, овсянички!
Половина говина треснет,
Подай нам крести!
Подай, не ломай
Разовесь каравай!
Хрен да редька переводится,
Кадка с молоком катается,
Белой сахар рассыпается.

Лазарева суббота

Лазарева суббота - канун Вербного воскресенья. В некоторых местах в этот день пекут хлебцы по количеству членов семьи. В один из них запекают монетку. Тот, кому достанется такой хлебец, будет счастлив в этом году. Для девушки это означает выгодное и счастливое замужество.

Вербная неделя

За неделю до Пасхи, по преданию, Иисус Христос верхом на маленьком ослике въехал в Иерусалим. Праздничная толпа встречала его радостными криками «Осанна!» и размахивала ветвями оливкового дерева. По древней восточной традиции, особо чтимых людей встречали, размахивая зелеными ветками, — символом бессмертия. На Руси в память этого события использовали вербу, которая повсеместно считалась растением целебным, наделенным особой силой.

По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. Вербой хлестали тело. С подошв ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой руки опять же до сердца, а потом обхаживали спину. Так «поднимали себя» над землей. А когда голова болела, веточку вербы разминали, клали под платок, на голову. Кто проспал вербную заутреню, того били вербой, приговаривая: «Не я бью, а верба бьет». Или: «Верба хлест, бей до слез! На красные яйца, на мягкие перепечи!»

Придя от заутрени, хозяин бросал веточки вербы в пищу домашней скотине. Считалось, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкалось под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранялась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась в лесу. Ветками освященной вербы выгоняли скотину в поле.

Существовало поверье, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.

Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени из церкви вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

На Вербной неделе базары были очень распространены. Особенно их любили дети, потому что на них было много для них интересного: книги, игрушки, сласти. Интересно, что даже во время отлучения церкви от государства, в советское время, многовековые традиции не исчезали совсем, а лишь видоизменялись, сохраняя свое символическое значение. Так, обычай приносить вербу в дом не был забыт. А дети получи ли взамен вербных базаров «Книжкину неделю».

Вербное воскресенье обычно отличается хорошей ясной погодой. Семейная прогулка, во время которой можно купить (или наломать) пучок вербы и новую книжку для ребенка, — хорошая традиция.

В Вербное воскресенье пекут орехи, хлебцы или печенье, в которые запекают почки с освященной вербы. Их едят сами и дают скотине.

В некоторых местах на Руси Вербное воскресенье справляли более пышно. Девушки в субботу пекли рыбный «курник», готовили кашу, пекли гречневые блины, варили брагу. В полночь гуляли, потом ели, пили, а утром угощали пришедших поздравить их молодых людей.

Страстная неделя

Седьмая неделя последняя неделя Великого поста. Страсти — это страдания, которые Христос претерпел на кресте за грехи человеческие. Вся неделя как бы повторяет историю Христа с момента его входа в Иерусалим в Вербное воскресенье.

Великий четверг

В этот день Иисус провел со своими учениками последнюю трапезу (вечерю). Вечеря была тайной, так как Христа преследовали.

В народной традиции четверг называют чистым. В этот день тщательно убирают дом, моют и украшают его. Как говорится, в Чистый четверг даже ворона своих воронят в луже моет. После уборки обязательно моются. Девушки утром ходили под яблони чесать волосы— чтобы хорошо росла коса.

Убой скота и свиней, предназначенных на Пасху, тоже старались приурочить к этому дню. Считалось, что Чистый четверг сохранял мясо от порчи. К нему обращаются с такой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время!»

Кроме того, в Чистый четверг варили кисель (в старину — овсяный), который ела вся семья, а остатки выносили на улицу или выплескивали в окно.

В этот же день во время топки печей пережигают соль. Четверговая соль считалась полезной, ее добавляли в пищу больным людям и особенно скоту.

Великая пятница

В этот день воспоминают страдания Христа, его распятие и смерть на кресте. После снятия с креста тело Иисуса положили «во гроб» — в пещеру, а вход завалили огромным камнем. На третий день женщины, принявшие ученье Христа, пришли к пещере, чтобы умастить тело Иисуса благовониями. Но они увидели, что камень отвален от входа, а пещера пуста. Им явился ангел, который сообщил, что Иисус воскрес из мертвых.

В пятницу приступают к стряпне: пекут куличи, красят яйца, готовят пасху.

Великая суббота

В этот день завершают все хлопоты по уборке, готовке. Несут куличи, пасху, яйца святить в церковь. Приносят освященные домой. Накрывают праздничный стол, но ничего не едят. В полночь начинается пасхальная служба, и только вернувшись с нее, можно приступать к еде — разговеться.









Copyright © Кулинарный сайт Домовуша Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-03-03 (12 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©
Карта сайта Разработка, поддержка и продвижение сайта Деметра Дизайн

При копировании материалов, ставьте ссылку на наш сайт.