Салаты Закуски Первые блюда Вторые блюда Выпечка Десерты Заготовки
Популярные рецепты

Рецепты которые не стареют
  Главная Авторизация Правила сайта Фотогалерея Обратная связь
Новости Статьи Видео Форум Советы Памятка

Рождественский стол






Рождественский стол — это не просто обильный празднич­ный стол. Он самый самый бога­тый, самый разносольный. К Рождеству припасали и свинину, и говядину, и птицу. Обилие и разнообразие блюд обещало удачный год.


Вот как описано ожидание и подготовка к Рождеству писате­лем И. С. Шмелевым в книге «Лето Господне»: «Наше Рождество подходит изда­лека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче... Как увидишь, на Конную площадь обозы потянулись, — скоро и Рождество. Всякую живность ве­зут, со всей России: свиней, поросят, гусей... — на весь мясоед, мороже­ных, пылкого мороза... Шесть не­дель постились, ели рыбу. Кто побо­гаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомо­вину, леща... Зато на Рождество — свинину, все... Дешевле, как на Кон­ной, купить нельзя... Плохо-плохо, а две-три тушки свиных необходимо, да черных поросят, с кашей жарить, десятка три, да белых, на заливное молошничков, два десятка, чтобы до заговин хватило, да индеек-гусей-кур-уток, да потрохов, да еще соло­нины не забыть, да рябчиков сибирс­ких, да глухарей-тетерок, да... - трое саней брать надо.

На Конной... Нынче здесь вся Москва... завалено народом, черным-черно. На высоких шестах ви­сят поросята, пучки рябчиков, пу­пырчатые гуси, куры, чернокрылые глухари... Знаешь — рябчик! С голубя, пожалуй... Называется —дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Торговцы нахваливают товар.., - Звонкие молошные!.. поросятки... —Дворянские самые индюшки!... Княжьего роду, пензицкого заводу!.. Горкин говорит,—давноторгутакого не видал... слыхано ли когда! «чер­няк» — восемь копеек фунт?! «беляк» — одиннадцать! дешевле пареной репы...

Волокут поросятину по снегу на веревках, несут подвязанных на спине гроздями, — одна гроздь наперед, другая сзади, — растаскивают великий торг... Душа-душой, а и мамона требует своего для Праздника...

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях,— лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу!.. Собаки в елках — будто вошки, право. Костры горят... Сбитень­щики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горя­чи!..» В самоварах, на долгих дуж­ках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с им­бирем, — душисто, сладко...

И в доме — Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой... Широкая печь пылает. Какие за­пахи. Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей... после поста так сладко. Это густые запахи Рож­дества, домашние. Священные... Жарко, светло и сытно».

Меню праздничного стола включало все самое лучшее, что могла себе позволить семья. Обя­зателен же всегда был поросенок.

Кесаретский поросенок

В русской обрядности свинья как обрядовое животное главно­го рождественско-крещенского празднества христиан получила прозвище святого Василия Кесаретского, праздновавшегося 1 января (14 января по новому стилю). Кесаретский поросенок входит в круг жертвенных жи­вотных. Символически он озна­чал плодородие, богатство, бла­гополучие в жизни человека. О культовом дохристианском зна­чении свиньи свидетельствует истолкование христианской цер­ковью свиньи как воплощения бесовской силы, как коня для «нечисти», колдунов, ведьм, не­пременной участницы всех дья­вольских сборищ и игр.

Жертвенная новогодняя сви­нья — или кесаретский поросе­нок являлся одновременно дос­тоянием крестьянского мира и отдельной семьи. «Зажаренный кесаретский поросенок считает­ся как бы общим достоянием; все желающие односельцы мо­гут приходить и есть его, при­чем каждый из приходящих дол­жен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяи­ну, а на другой день передаются в приходскую церковь и пос­тупают в пользу причта» (С. В. Максимов). Об отноше­нии к новогодней свинине как к ритуальной еде, съедаемой все­ми членами крестьянской общи­ны, свидетельствует обычай в Сольвычегодске. Крестьяне дол­жны были утром первого января съезжаться на погост, привозя с собой целую свиную тушу или часть ее. Туши шли в пользу причта, а головы бросались в общий котел, варились и съеда­лись «всем миром».

Общинный характер ритуаль­ной еды свидетельствует о пере­житочных формах обрядности, характерной для родового строя.

Наряду с этим существовала и другая форма ритуального съеда­ния свиньи — семейная. К 1 янва­ря в каждом семействе готовится полугодовалый или несколько ме­сяцев поросенок, которого зажаривают непременно целым, какой бы величины он ни был. Вечером в этот день собираются все до­машние, ставят свечу перед ико­ной, молятся Василию Великому, и, когда помолятся, хозяин или старший в доме отделяет себе го­лову поросенка, затем разламыва­ет, но не разрезает, жаркое и раз­дает всем по частям, смотря по возрасту. Это называется «кесаретского ломать»... Съев мясо, со­бирают кости и бросают свиньям. Это делает хозяйка дома».

Еще более ярко о заклинательном характере семейного обряда ритуального новогодне­го обеда повествует следующее сообщение: «Перед ужином на столе насыпают семена ржи, гречи, овса и прочего, — в виде креста, вокруг которого сыплют семена в виде круга; таким обра­зом получается «хрест в кругу». Затем стол покрывается скатер­тью, и семья садится ужинать. Поев горячее, по большей части борщ, все встают; старший в се­мье - все равно мужик или баба — берет блюдо с вареным поросенком или свининой, три раза поднимает его вверх к ико­не, потом ставит на стол, на то самое место, где под скатертью насыпаны семена, и все начина­ют молиться Василию Великому о том, чтобы «свиньи водились и всякая скотина». Затем старик или старуха снова берет блюдо, снова поднимает его к иконе три раза, снова ставит, и все опять молятся о том же. Это продол­жается и в третий раз, после чего семья садится, чтобы про­должить прерванный ужин. Пока едят «кесаретского», кто-нибудь из маленьких детей си­дит под столом и хрюкает, а потом его кормят уже одного».

Обрядовый новогодний ужин, во время которого семья должна была съесть кесаретского поро­сенка, имел вполне определен­ное магическое значение: он должен был вызвать обилие, плодо­витость, урожай, благополучие в семье. Ритуальная еда, возглав­ляемая главой семьи, сохраняла древний языческий смысл под покровом трапезы христианско­го праздника. От православия, за исключением свечи Василю Кесарийскому, обращения к нему, в обряде почти ничего нет. Рассы­пание на столе зерен в виде круга с «вписанным» в него зернами же креста напоминает древний символ солнца на ритуальных предметах. Требование плодови­тости скота, заявляемое во время трапезы, подражание младшим в роде хрюканью свиньи — все эти детали, как пишут этнографы, указывают на то, что съедание свиньи в новогодний вечер - древний ритуал.

Украшение рождественского стола

Новогодний стол должен пора­зить гостей своей необычностью. Украшение его носит романтичес­кий и таинственный характер. Чтобы добиться такого эффекта, понадобятся свечи, необычной расцветки скатерти и салфетки. Не забудьте про еловые ветки, даже если у вас украшена великолепная ель. Ветки могут быть из леса — живые — или из магазина — ис­кусственные; кроме ели можно ис­пользовать вечнозеленые растения (бук, туя, сосна, можжевельник).

Центр стола украсьте компо­зицией из венка и свечей . Для венка понадо­бится обруч из проволоки в каче­стве основы и проволока для оплетения. Длина веток примерно 15 см. Диаметр обруча зависит от величины стола, но в любом случае он не должен быть слишком большим, ведь стол еще нужно сервировать красивой посудой поставить праздничные блюда. Оплетите с помощью проволоки обруч ветками. Перевяжите ее в нескольких местах лентами середине установите конус красивой бумаги со звездами. Внутрь венка поставьте свеч подсвечниках. Около приборов положите салфетки, украшенные новогодней символикой.









Copyright © Кулинарный сайт Домовуша Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-12-30 (37 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Content ©
Разработка, поддержка и продвижение сайта Деметра Дизайн

При копировании материалов, ставьте ссылку на наш сайт.